Для русской электроэнергетики 2013 год стал переломным — в первый раз сетевые компании, расположенные на территориях ценовых зон оптового рынка, получили статус гарантирующего поставщика электроэнергии (ГП). Этот статус дает не только лишь право получать электроэнергию на оптовом и продавать на розничном рынке, да и обязует заключить контракт энергоснабжения с хоть каким обратившимся лицом. Таковой статус сетевые компании получили поэтому, что прошлые ГП не смогли рассчитаться по долгам с генерирующими компаниями. Число регионов Рф, где сетевые компании стали гарантирующими поставщиками электроэнергии, достигнуло восьми и будет расти.

Розничный рынок электроэнергии в Рф сформировался в итоге реформы электроэнергетики, проведенной РАО «ЕЭС России» в рамках концепции «5+5» с 2003 по 2011 год. Главными целями реформы было увеличение эффективности компаний электроэнергетики и создание критерий для развития отрасли на базе личных инвестиций. Увеличение эффективности предполагалось достигнуть в том числе за счет разделения отрасли на естественно-монопольные (в главном передача и рассредотачивание электроэнергии, диспетчеризация) и конкурентноспособные (создание электроэнергии, сбыт) виды деятельности.

Объем розничного рынка электроэнергии в Рф оценивается более чем в 2 трлн руб. в год, а число гарантирующих поставщиков на нем — порядка 400. При этом на 80 огромнейших ГП приходится выше 2/3 выручки и, соответственно, задолженности перед поставщиками оптового рынка электроэнергии. Эта самая задолженность и стала предпосылкой лишения ряда организаций статуса ГП и передачи его сетевым компаниям. Энергосбытовая функция является логическим продолжением сетевой функции, так как рассредотачивание и сбыт электроэнергии происходят мгновенно. На сегодня модель розничного рынка электроэнергии, существующая в Рф, имеет отличия от моделей в других странах. К примеру, в США и большинстве европейских государств роль гарантирующего поставщика делают распределительные компании — «поставщики стандартного предложения».

Электронная энергия является продуктом первой необходимости для людей и для организаций, потому гарантирующий поставщик должен быть оплотом надежности энергоснабжения, основой энергетической безопасности региона. Означает, и требования к таким компаниям, исполняющим муниципальную функцию, и контроль их деятельности должны быть на высшем уровне.

В процессе реформирования энергетики Русской Федерации, в целях контроля за денежной дисциплиной гарантирующих поставщиков электроэнергии, которые не имеют вещественных активов, вначале был предусмотрен механизм лишения нерадивых организаций такового статуса. При всем этом по сей день, ввиду продолжительности нормативно установленной процедуры присвоения статуса ГП другой организации, данная мера не работала, что позволило собственникам таких организаций длительное время избегать ответственности за злоупотребления.

В 2011 году на заседании правительственной комиссии по развитию электроэнергетики, состоявшейся на Саяно-Шушенской ГЭС, президент Рф Владимир Путин отметил бессчетные денежные нарушения в сфере оборота электронной энергии, допущенные собственниками и управлением отдельных энергосбытовых компаний. Сначала 2013 года, после того как русское правительство занесло конфигурации в «Основные положения функционирования розничных рынков электронной энергии», этот механизм заработал, и с 1 февраля четыре дочерние компании МРСК осущест-вили прием статуса гарантирующего поставщика в 6 субъектах Рф, а с 1 марта — еще по двум территориям. Приобретенные в процессе приема функ-ций ГП по обозначенным регионам положительные результаты обосновывают компетентность сетевых организаций в вопросах работы с потребителями электроэнергии и высочайший уровень ответственности. По сопоставлению со сбытовыми компаниями МРСК имеют суровое преимущество — наличие вещественных активов и денежных ресурсов, которыми сетевые компании могут отвечать по своим обязанностям. Избыточное тому доказательство — обеспечение 100-процентного уровня расчетов на оптовом рынке электроэнергии по всем регионам, где произошел «подхват» функций ГП.

Гарантирующий поставщик не является представителем конкурентноспособной среды, он не вправе выбирать клиентов и не вправе устанавливать цены на электроэнергию. Ровно такие же механизмы работы были у сетевых организаций. Гарантирующий поставщик — де-факто монополист на розничном рынке электроэнергии, а сетевые компании — естественные монополисты на рынке услуг по передаче электроэнергии. Содержать же две монополии на одном рынке потребителю не под силу: у каждой компании собственный управляющий, бухгалтерия, кадровая и юридическая службы, штат инспекторов и контролеров, автопарк. При этом юристы обеих компаний заняты тем, что судятся вместе. Все, что ранее делал один человек, сейчас делают двое.

Потому электроэнергия обходится потребителям все дороже. Но при всем этом средства не доходят до производителей этой самой электроэнергии. Причина — хозяева нерадивых ГП распоряжаются средствами потребителей, мягко говоря, нецелевым образом. Предполагалось, что конкурентность посреди гарантирующих поставщиков будет проявляться на постоянных конкурсах — победителем признают того, кто предложит наилучшие условия обслуживания потребителей по самой низкой стоимости. Но по сей день не было проведено ни одного конкурса. Так что сокращать издержки незачем — кандидатуры этому поставщику на местности не было.

Также «традиционные» ГП не заинтересованы в понижении уровня коммерческих утрат электроэнергии — все похищенные и неоплаченные киловатт-часы сети должны приобрести у поставщика. Рассчитываться за это в конечном счете приходится всем потребителям.

В перспективе нужно исключить дублирование одних и тех же функций на розничном рынке — это даст реальную экономию для потребителей. Сети, являясь технологической основой электроэнергетики, способны обеспечить не только лишь надежность и бесперебойность энергоснабжения, да и качество обслуживания потребителей по разумной стоимости, в том числе за счет синергического эффекта от совмещения сетевой деятельности и функций гарантирующего поставщика. Все способности и компетенции для выполнения функций ГП у сетевых компаний есть, и состоявшийся «подхват» функций ГП в восьми регионах — явное тому доказательство.

img

Комментарии:

Один комментарий на «“Гарантирующие поставщики электроэнергии: поближе к сетям”»

  1. admin:

    Согласен в основном с мнением г-на Готлиба. В этом направлении и нужно двигаться. Только одновременно создавая и условия для работы конкурентных компаний на розничном рынке. ГП в сеть — лозунг, который я и мои коллеги отстаиваем уже около года. Только передача статуса ГП в сеть позволит разорвать порочный круг монополизма на рынке и не только на розничном. Кроме того мы увидим совсем другое отношение и к хроническим проблемам неплатежей в сфере ЖКХ. Государственные МРСК не дадут себя в обиду и заставят региональные власти ее решать.

Добавить комментарий