Андрей Сорокин, бизнесмен из Липецка, управляет 2-мя заправками под брендом ЛУКОЙЛа. Получил он их два года вспять, выиграв конкурс, объявленный компанией. Его доход — часть прибыли от реализации горючего. ЛУКОЙЛ планирует передать личным лицам еще около 630 собственных АЗС.

В 2010 году ЛУКОЙЛ объявил о том, что готов дать часть собственных АЗС под управление дилерам. Участниками пилотной программки стали не только лишь юридические лица, да и личные предприниматели. На данный момент в их управлении находятся 74 заправки.

Схема передачи последующая: ЛУКОЙЛ заявляет в Вебе и СМИ о проведении конкурса. Компания определяет сумму издержек на эксплуатацию АЗС. Выигрывает тот, кто предложит меньшую сумму. «Интерес со стороны личных лиц высочайший, но он больше носит бытовой нрав. Люди в недоумении: ЛУКОЙЛ дает собственные станции», — поведал РБК daily вице-президент компании по координации сбыта неф-тепродуктов Вадим Воробьев. Одно из основных требований к претенденту — он должен владеть определенными познаниями и опытом в области предпринимательской деятельности.

Когда ЛУКОЙЛ объявил конкурс в Липецкой области, в нем решил участвовать и 34-летний Андрей Сорокин, у которого уже был опыт работы на АЗС в должности менеджера. Два других претендента — обладатель автомобильные стоянки и бизнесмен, занимавшийся поставкой товаров.

«Опыт работы на АЗС необязателен, но желателен, — объясняет Вадим Воробьев. — Мы должны осознавать, что претендент знает, как составить бизнес-план, должен разбираться в тех документах, которые предлагаются. Это должен быть человек с бизнесовым складом ума».

Конкурс Андрей Сорокин выиграл и получил в управление две АЗС. «Познакомился с объектами, мне растолковали условия контракта, я высказал свои пожелания. Отыскали понимание», — вспоминает он.

Собственником всех активов АЗС и топливных продуктов остается ЛУКОЙЛ. Он же устанавливает цены на нефтепродукты. Дилер получает вознаграждение за реализацию каждой тонны горючего. Его размер рассчитывается по каждой станции раздельно, зависимо от объемов реализации, региона, гласит г-н Во-робьев. Чем больше дилер реализует, тем больше получает, плюс ему выплачивается отдельное вознаграждение за дополнительные реализации сверх установленного спектра объема реализации горючего. Компания держит под контролем качество горючего и услуг на АЗС, которыми управляют дилеры.

Выгодной считается заправка с продажами 6 т в день. Одна АЗС Андрея Сорокина реали-зует 4,5-5 т горючего в день. Конкурентность на рынке ужесточилась — «Газпром нефть» выстроила рядом две заправки, отобрала часть рынка, вот эта АЗС и очень «просела», разъясняет он. 2-ая АЗС на федеральной трассе Орел — Тамбов реализует 10 т в день. «Так как у меня две заправки — одна компенсирует другую», — гласит бизнесмен. «Реали-зация, естественно, не очень высочайшая, — признается Андрей Сорокин. — Но она мне позволяет держаться на плаву и иметь прибыль. Звезд с неба не хватаю, на хлеб с маслом зарабатываю».

Летом Андрей Сорокин планирует открыть на собственных АЗС магазины. Всю прибыль от реализации нетопливных продуктов и от оказания услуг на АЗС дилер вправе бросить для себя. Липецкий бизнесмен в целом доволен и желал бы расширить бизнес до 3-4 АЗС.

Но у ЛУКОЙЛа есть правило: дилер может брать менее одной станции, две — исключение. Договор заключается на три года, а ценность отдается физиче-скому лицу перед юридическим. «Главное в этом процессе — отыскать того, который желает заработать своим трудом. Был случай, когда человек забрал двудневную выручку и сбежал», — гласит Вадим Воробьев. По закону личный бизнесмен отвечает всем своим имуществом, от юридического лица компания востребует банковской гарантии.

По словам г-на Воробьева, львиная толика расходов на АЗС — это заработная плата служащих. Дилер берет эти расходы на себя. Если желает сберечь — сам работает, приводит свою семью, собственных работников. Сколько человек будет работать на АЗС, определяет уже сам дилер. Компания возмещает только издержки на банковское сервис, услуги эквайринга (услуга, позволяющая принимать к оплате банковские карты), сервис кассового оборудования.

Андрей Сорокин ведает, что его супруга ведет всю бухгалтерию, делает отчеты для ЛУКОЙЛа, начисляет заработную плату сотрудникам, на ней также дела с банком. Он сам занимается хозяйственными работами. «Какие у нас снегопады были этой зимой! Собирал одноклассников, ехал на АЗС, всем по лопате, и вперед», — делится он.

Организация домашнего бизнеса на АЗС под брендом известного производителя (CODO) — популярная глобальная практика. Она обширно всераспространена, к примеру, в США. Там компании фактически избавились от розничных активов и сосредоточились на добыче и переработке. По такому принципу на данный момент работает сеть заправок ЛУКОЙЛа в Финляндии, Бельгии, Сербии, Чехии, Словакии, отчасти в Румынии. В течение 2013-2014 годов стопроцентно перейдут на эту схему станции ЛУКОЙЛа в Польше. В Рф по форме CODO на данный момент работают АЗС Shell.

«Что означает отдают? Отдают, видимо, то, что неэффективно», — гласит президент Столичной топливной ассоциации Евгений Аркуша. Выгода для компании — она избавляется от малоэффективных активов. Дилеру эта схема может быть увлекательна, так как он получает готовую АЗС, от него не требуется никаких серьезных издержек.

Вобщем, самому ЛУКОЙЛу эта схема управления позволила приметно уменьшить издержки, отмечает г-н Воробьев, не раскрывая сумму. 23 мая правление компании должно утвердить положение о передачи АЗС в управление и типовой контракт. Под эту программку подпадут еще около 630 заправок. Это станции, где среднесуточная реализации меньше, чем средняя в данном регионе, также удаленные АЗС, которыми трудно управлять.

Удельные операционные расходы на АЗС в среднем составляют 3 тыс. руб. на тонну, подсчитал заместитель начальника отдела анализа и рекламных исследовательских работ ИАЦ «Кортес» Александр Шкурин. Без учета транспортировки и хранения (на примере реализации горючего Нижегородского завода на АЗС компании) операционные издержки дилера при продаже одной тонны бензина составят 971 руб. (без НДС), подсчитал он. Вознаграждение, которое выплачивает ЛУКОЙЛ, должно покрывать эту сумму либо дилер должен стремиться к сокращению издержек, только тогда АЗС для него будет выгодным делом.

«Накрутка» на нетопливные продукты, которые реализуют заправки, составляет в среднем около 30%. К примеру, средний доход (без учета налогов) 1-го магазина при АЗС «РН-Москва» (розничная «дочка» «Роснефти» в Москве и Столичной области) с учетом 30-процентной прибавки в 2011 году составил 5 млн руб., доход от деятельности кафе — 1,6 млн руб.

img

Комментарии:

Добавить комментарий