Кризис на нефтепродуктовом рынке двухгодовой давности не повторится, убеждены бюрократы. После отмены Евро-2 выпавшие с рынка объемы бензина полностью восполняются за счет белорусских нефтепродуктов, в конечном итоге резервы заводов достигнули рекордных значений (общий объем порядка 4 млн т). Довольны нефтяные компании и независящие операторы рынка: горючего хватает, и им никто не диктует цены. А вот розничным потребителям горючего ничего не остается, как смириться с ростом цен.

Русские нефтяные компании накопили рекордные припасы бензинов: по состоянию на 1 апреля резерв составил 1,9 млн т, поведал РБК daily директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго Миша Грязнов. По его словам, к весенне-летнему периоду участники рынка готовы.

Не считая того, с января начались дополнительные поставки горючего из Белоруссии. В первом кв-ле их объем составил 425 тыс. т, из которых автобензинов 385 тыс. т. Всего до конца года из Белоруссии запланировано к поставке в Россию 3,3 млн т нефтепродуктов: 2,1 млн т бензина, 1 млн т дизтоплива, 0,2 млн т горючего для реактивных движков, гласит г-н Грязнов.

Как уже писала РБК daily, посреди марта цена бензина на СПбМТСБ снизилась, что было нехарактерно для начала весны, когда горючее обычно дорожает. Одной из обстоятельств специалисты называли рост предложения за счет дополнительных объемов белорусского горючего. В конечном итоге русские фабрики, расположенные в Центральной Рф, не выдержали ценовой конкуренции и снизили оптовые и мелкооптовые цены.

Но г-н Грязнов считает, что белорусские нефтепродукты не могут оказывать существенного воздействия на цены. Так, на русских биржах в первом кв-ле 2013 года было реализовано около 70 тыс. т автобензина, остальное продается по прямым договорам. «Белорусское горючее для русского рынка является другим предложением», ‒ заключает он. В конечном итоге белорусские бензины совместно с резервом — это порядка 4 млн т ‒ станут специфичной подушкой безопасности на случай недостатка горючего.

Ровно два года вспять ситуация была другая. С начала 2011 года к продаже было запрещено Евро-2, а уже весной рынку стало не хватать бензина. Взять его было негде. В конечном итоге горючее резко подорожало, многие независящие АЗС были обязаны объявить себя банкротами, потому что фабрики практически закончили продажу им бензина. Нефтяникам же было запрещено подымать цены. Евро-2 в оборот правительство тогда возвратило, а с января 2013 года вновь отменило. По оценке Минэнерго, с рынка должно было «уйти» около 1 млн т бензина.

По данным первого кв-ла, в стране вырастает создание бензина, дизтоплива, а мазута ‒ понижается. При всем этом, по словам представителя ЛУКОЙЛа, русские компании сотрудничают с белорусской стороной. При случае недостатка собственных нужные объемы ВИНК закупают у Минска.

Исполнительный директор Русского топливного союза Григорий Сергиенко гласит, что белорусские нефтепродукты оказывают положительное воздействие как на цены (они понижаются), так и на предложение горючего — его объем удовлетворят возрастающий весной спрос. «Кроме того, горючее из Белоруссии мешает ВИНК проводить свободную политику цен в опте», ‒ добавляет он.

Розничным потребителям в этой ситуации остается только следить за ростом цен на горючее. С начала года бензин уже подорожал в среднем на 2%. По данным Росстата, на 1 апреля АИ-92 стоил 28,64 руб. за литр, АИ-95 — 31,28 руб. за литр. Минэнерго ждет, что рост цен на бензин в этом году составит 13‒14%.

Масла в огнь вчера подлил Минфин. Его глава Антон Силуанов заявил, что министерство может поднять акцизы на горючее Евро-4 и Евро-5 с целью получить дополнительные доходы для дорожных фондов.

Рост акцизов для компаний значимой роли не играет, на самом деле, это налог на потребителя, гласит аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков. Если будет принято такое решение, оно автоматом приведет к росту цен на горючее, и, обычно, компании стараются заблаговременно заложить увеличение в стоимость продукции, отмечает он.

Источник РБК daily в Минфине гласит, что увеличение ставок, если оно и будет, не произойдет в этом году. Налоговым кодексом на данный момент предвидено повышение ставок акцизов с 1 июля 2013-го, потом с 1 января 2014-го и 1 января 2015 года. Цены на АЗС ЛУКОЙЛа будут рыночными, убеждает представитель компании.

img

Комментарии:

Добавить комментарий