После того как сначала года несколько гарантирующих поставщиков в первый раз лишились статуса субъекта рынка, их функции временно стали исполнять МРСК. Тогда же началось обсуждение способности допустить сетевиков к официальному аукциону на выбор гарантирующего поставщика (ГП). Мировоззрение о том, что сетям можно и необходимо доверить сбыты, на деньках РБК daily высказал заместитель исполнительного директора по развитию и взаимоотношениям с клиентами Холдинга МРСК Дмитрий Готлиб (см. «Гарантирующие по-ставщики электроэнергии поближе к сетям» от 03.04.13).

По его словам, сетевые компании имеют очевидное преимущество перед стандартными сбытами, потому что у МРСК есть вещественные активы и денежные ресурсы, которыми можно расплатиться в случае появления долгов. Не считая того, сектор ГП, как и сетевые компании, является монополистом в собственной сфере. «Содержать же две монополии на одном рынке потребителю не под силу: у каждой компании собственный управляющий, бухгалтерия, кадровая и юридическая службы, штат инспекторов и контролеров, автопарк. При этом юристы обеих компаний заняты тем, что судятся друг с другом», — считает г-н Готлиб. По его словам, при объединении компании сумеют существенно уменьшить издержки, а означает, сбережет на стоимости и потребитель.

Более того, с просьбой пустить сетевые компании на сбытовой рынок глава ФСК Олег Бударгин уже обратился к президенту Владимиру Путину. По словам управляющего компании, сети не достигают монополии, а просто желают вернуть справедливость на рынке, где генераторам, к примеру, заниматься сбытовой деятельностью разрешено. Директорам МРСК на совещании в конце марта г-н Бударгин произнес, что президент поручил разглядеть такую возможность.

Правда, как выяснилось, на частичную монополию сети все-же претендуют. Как сказал РБК daily источник, знакомый с ситуацией, Холдинг МРСК обратился в правительство с просьбой продлить сроки возможностей гарантирующих поставщиков, отданные МРСК не больше чем на год, до 3-х лет.

Участники рынка и отраслевые специалисты выступили резко против экспансии сетей на рынок.

Александр Старченко, председатель наблюдательного совета НП «Сообщество потребителей энергии»:

- Разделение по видам деятельности в отрасли выдумали не случаем. Через такое разделение удалось понизить монопольное воздействие на потребителя, предоставить ему возможность выбирать поставщика электроэнергии, оказывать влияние на качество оказываемых услуг. Без конкуренции в рознице об этом можно будет запамятовать, условия потребителю будут просто диктоваться.

Желания сетевых компаний не имеют ничего общего с интересами потребителей. Озвученная в Холдинге МРСК схема прибыльна сетям, но несет разрушительные последствия для конкуренции на розничном рынке.

Участникам рынка отлично понятно: передача функций гарантирующего поставщика нескольким распредсетевым компаниям случилась в аварийном режиме. Временный принужденный механизм потребовался в связи с тем, что в Минэнерго не были вовремя разработаны страховые сценарии, дозволяющие без вреда для потребителей и без провалов в платежах подхватывать функции неблагополучного гарантирующего поставщика. Такие как, к примеру, временные администрации в проблемных банках. А сейчас Минэнерго уже 4-ый месяц никак не соберется объявить конкурс по выбору гарантирующих поставщиков в этих регионах. И тем дает понятный сигнал, что практически разрешает сетевым компаниям попробовать забрать для себя функцию ГП в принципе, а для этого провести обработку публичного представления, что это типо не так жутко.

Очень рассчитываем, что сейчас Министерство энергетики все-же исполнит русское законодательство и вовремя проведет конкурс по отбору гарантирующих поставщиков в проблемных регионах. В неприятном случае о розничном рынке электроэнергии очень скоро придется запамятовать.

Наталья Невмержицкая, председатель правления НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний:

- Прошло очень не достаточно времени, чтоб гласить о статистике, совершенно точно свидетельству-ющей о положительных результатах приема МРСК функции ГП. Но независимо от платежной дисциплины предложение управляющих МРСК — это, на самом деле, призыв закрыть путь конкуренции на рынке. Ведь у сетевых компаний есть механизмы удержания потребителя в отличие от сбытовой компании-ГП (ранее были административные барьеры в виде оценки социально-экономических последствий от выхода потребителей, но сейчас они сняты). Нельзя допустить, чтоб «делиберализация» закрыла путь конкуренции на рынке. В критериях, когда всеми признана необходимость усиления конкуренции и обеспечения способности хоть какого потребителя поменять поставщика, возвести в степень монополизм гарантирующих поставщиков, присвоив этот статус сетевым компаниям, значит попрощаться с возможностью сделать розничный рынок. Конкретно высочайшая степень монополизации гарантирующих поставщиков была одной из обстоятельств «несменяемости» статуса, а в случае передачи его сетевой организации — смена вообщем будет невозможна. НП ГП и ЭСК выступает за то, чтоб гарантирующие поставщики на равных соперничали с независящими энергосбытовыми компаниями за потребителя. Принятая схема лишения статуса ГП в купе с системой денежных гарантий, которая заработает с 1 июля 2013 года, уже кардинально изменили положение дел на рынке.

Андрей Абрамов, главный эксперт фонда «Форсайт»:

- Главным пт работы конкурентноспособного рынка в электроэнергетическом секторе является запрет на совмещение деятельности монопольных и конкурент-ных видов бизнеса. Если сейчас сетевым компаниям разрешат делать функции гарантирующих поставщиков, конкурентность на розничном рынке станет неосуществимой. Ни один независящий сбыт не будет в состоянии соперничать со сбытом, принадлежащим сетевым компаниям. Сетевая компания сумеет включить издержки на сбытовую деятельность в регулируемый тариф и держать сбытовую прибавку на таком уровне. МРСК обладает всеми механизмами, чтоб не допустить на рынок независящего игрока, и получит способности для целого ряда манипуляций. В итоге потребитель заплатит за сбыт дважды: один раз в составе сетевого тарифа, 2-ой раз в виде сбытовой прибавки.

Монополизация сбытовой деятельности сетевыми компаниями делает предпосылки для последующего шага — возврата регулирования в генерации. У генераторов остается один-един-ственный контрагент — монополист, который не только лишь собирает средства со всей страны, да и закупает электроэнергию и мощность у генерирующих компаний. Формируется модель, популярная под заглавием «модель одного закупщика», которая употребляется время от времени как промежный шаг меж регулированием и рынком. В данной ситуации этот шаг делается от рынка и в сторону регулирования. Единый закупщик будет владеть неограниченной рыночной силой, сумеет держать под контролем весь валютный поток, что в итоге приведет к национализации генерирующих компаний. За последние годы главным фактором, из-за которого происходил рост цен на электроэнергию, был сетевой тариф. В текущее время тарифы сетей уже вышли на уровни самых дорогих глобальных аналогов, при всем этом наиблежайшие 5 лет реализация уже утвержденной вкладывательной программки приведет к удвоению сетевых тарифов. К примеру, к 2015 году ФСК станет просто самой дорогой магистральной сетью Европы — тариф будет на 60-70% выше самого недешево оператора сетей в Европе.

Разумеется, что после монополизации сбытового сектора сетевыми компаниями не только лишь не будет стимула для оптимизации — появятся предпосылки для неизменного роста цен. Совме-стить конкурентнсть на розничном рынке и владение сбытов сетевыми компаниями нереально. Правительство должно выбирать.

img

Комментарии:

Добавить комментарий