Невзирая на желание властей устранить перекрестное субсидирование энергопотребления, оно сохранится до 2022 года. К тому времени «перекрестку» планируется уменьшить вчетверо. Субсидировать менее обеспеченную часть населения совместно с индустрией будут безбедные граждане. «Богатые» потребители будут платить вдвое больше «бедных».

В этом году перекрестное субсидирование в электроэнергетике может быть узаконено на законодательном уровне, говорится в проекте Стратегии развития сетевого комплекса страны, с которой удалось ознакомиться РБК daily. Как говорится в документе, в 2011 году объем перекрестного субсидирования достигнул 220 миллиардов руб. В прошедшем году, по оценкам энергетического центра «Сколково», «перекрестка» составила 323 миллиардов руб.

В стратегии предлагается несколько мер для решения этой трудности. В 2014 году будет введена соц норма употребления. Подразумевается, что обитатели будут оплачивать фиксированный объем употребления электроэнергии по относительно низким тарифам (для всех регионов — различный объем), а за расход сверх нормы заплатят по завышенной стоимости.

Не считая того, со будущего года объем «перекрестки» будет распределяться по новенькому, «социально справедливому» принципу. До сего времени размер субсидий был прямо пропорционален объему потребленной электроэнергии, так что, по данным профессионалов «Сколково», в 2011 году самые обеспеченные потребители получали 492 руб. субсидий за месяц, семьи с самым небольшим доходом — только 225 руб.

По новым правилам, менее обеспеченные обитатели получат 100-процентное субсидирование, а самые богатые заплатят по завышенному, «экономически обоснованному» тарифу. При всем этом стоимость для богатых потребителей будет подниматься равномерно, но определенные сроки в документе не указаны.

После реализации этих и неких других мер объем перекрестного субсидирования к 2022 году в Рф снизится в пару раз, до 45-50 миллиардов руб. Эта сумма как раз позволит субсидировать менее обеспеченных потребителей (порядка 30% домохозяйств), резюмируют сетевики.

Как будут определять нуждающихся в субсидиях и самых обеспеченных потребителей, в документе не сказано. В ФСК и Холдинге МРСК функцию объяснить не смогли. «Возможно, употребляют ту же схему, что и при оплате услуг ЖКХ. Индикатором может стать толика расходов на электроэнергию от общего дохода семьи», — гласит директор фонда энергетического развития Сергей Пикин. В данном случае гражданам безизбежно придется подавать справки о доходах в управление социальной защиты городского образования или сбытовые компании либо службы 1-го окна.

При определении категорий «бедных» и «богатых» может быть учтен не только лишь доход семьи, да и объем употребления электроэнергии в год, считает управляющий партнер адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры» Владимир Плешаков. Средний уровень употребления посреди регионов разнится, так что аспекты принадлежности потребителя к той либо другой категории будут определять региональные власти.

Сколько в конечном итоге составит «экономически обоснованный» тариф для «богатых», непонятно. Наталья Порохова из Газпромбанка считает, что речь может идти о цены, аналогичной стоимости для юридических лиц на низком напряжении, которая более-менее «очищена» от «перекрестки». Другими словами заместо сегодняшних 2,5 руб. (средняя стоимость для населения по стране) обеспеченные потребители будут платить 5 руб.

Цифра может быть и ниже, считает управляющий департамента исследовательских работ ТЭК Института заморочек естественных монополий Александр Григорьев. По его словам, чтоб утвердить высшую, но экономически обоснованную цена, сетям придется доказать и издержки. В неприятном случае высочайшая стоимость может вызвать несогласие потребителей.

Сейчас необходимость тех либо других издержек и, соответственно, нужных тарифов для сетевиков оценивают местные РЭКи, но процедура не является прозрачной: критериев для определения издержек нет, потому комиссии раздают тарифы на свое усмотрение. В итоге безосновательные расходы, заявленные сетевиками, раздувают общий тарифный «котел», а означает, и конечную стоимость для потребителей, гласит Александр Григорьев. Прозрачная схема учета издержек приведет к конкуренции меж сетевыми компаниями и создаст предпосылки для понижения тарифов, добавляет он.

Аналитики сходятся во мировоззрении, что обозначенные сроки и объемы сокращения перекрестного субсидирования полностью обоснованны. «Главное, что механизм будет запущен, и если уже к 2022 году объем «перекрестки» получится понизить до 15-20% от нынешнего, в предстоящем свести ее к нулю будет еще проще», — считает Сергей Пикин.

img

Комментарии:

Добавить комментарий