Глава «Транснефти» Николай Токарев будет добиваться пересмотра договора с Азербайджаном на экономически прибыльных для Рф критериях. Политический контракт, который приносил «Транснефти» одни убытки, сейчас обретет новые, коммерчески прибыльные черты: пересмотренный тариф и в первый раз создание банка свойства нефти.

На прошлой неделе было прекращено действие заключенного в 1996 году контракта меж Россией и Азербайджаном о транзите нефти. Физические поставки сырья из Баку по местности Рф будут прекращены с 1 января следующего года.

Договор с Азербайджаном, который заключался после развала СССР, всегда был более политическим. Тогда на 1-ый план выступало желание сохранить дела меж странами. Двухстороннее российско-азербайджанское межправительственное соглашение о транзите азербайджанской нефти по трубопроводу Баку — Новороссийск предугадывает транспортировку 5 млн т нефти в год по тарифу 15,67 долл. за тонну. Эта ставка с того времени не изменялась никогда.

До 2009 года стороны действовали в рамках контракта, пока Баку не понизил объем прокачки вдвое, до 2,5 млн т. К этому времени практически все месторождения госкомпании SOCAR вошли в так именуемую позднюю стадию разработки и уровень добычи начал понижаться. «Транснефть» такая ситуация не веселила: при низком тарифе перекачивать малые объемы становилось все наименее прибыльным.

Сначала 2011 года на встрече с представителями СМИ Николай Токарев сказал, что компания планирует пересмотреть контракт с Азербайджаном по транспортировке нефти по нефтепроводу Баку — Новороссийск. Убытки «Транснефти» на содержание этого участка он оценивал в 50 млн долл. в год.

После нескольких попыток условиться с Баку по условиям контракта Николай Токарев в том же 2011 году инициировал пересмотр критерий межправительственного соглашения с Азербайджаном: Баку предлагалось на 30-40%, до 3-3,5 млн т, уменьшить квоту прокачки по трубопроводу. Невостребованные Азербайджаном квоты «Транснефть» подразумевала передать ЛУКОЙЛу, начавшему добычу на месторождении имени Корчагина на шельфе Каспия. Проект поправок к договору был выслан на согласование в Баку 25 мая. Но в ответном письме министр индустрии и энергетики Азербайджана Натиг Алиев тогда министру энергетики Сергею Шматко написал, что «госнефтекомпания Азербайджана полностью удовлетворена ходом реализации соглашения».

Исключительно в этом году после серии безрезультативных переговоров Николаю Токареву удалось уверить главу правительства Дмитрия Медведева принять катигоричные меры. 5 мая премьер-министр подписал распоряжение правительства о расторжении межправительственного соглашения с Баку.

До конца года стороны должны подписать новый контракт, и «Транснефть» рассчитывает заключить его на коммерческих критериях. «Тариф 15,67 долл. за тонну является политическим. Компания могла бы еще согласиться с ним, если б соблюдались объемы, которые прописаны в договоре», — гласит советник Николая Токарева Игорь Демин.

Если в 2009 году Азербайджан транспортировал 2,5 млн т нефти, в 2012 году объем снизился до 2 млн т, а в 2013 году Баку хочет прокачать уже втрое меньше договорного объема — 1,6 млн т. При всем этом тариф по другим маршрутам азербайджанской нефти оценивается в 25 долл. за тонну. Размер тарифа будет определен исходя из объема нефти, который захотит поставлять Баку по трубопроводу: чем больше объем, тем, разумеется, меньше будет тариф, отметил Игорь Демин. Федеральная служба по тарифам проведет окончательные расчеты и утвердит его.

Вобщем, если договор будет подписан, он станет уникальным и в первый раз в нем может быть прописано создание банка свойства нефти в порту Новороссийска. Как поведал РБК daily источник, знакомый с ситуацией, SOCAR не раз винила «Транснефть» в том, что «в Новороссийске поставляемая из Баку нефть смешивалась с плохой казахстанской и в итоге компания была обязана продавать ее дешевле». Частично этими соображениями можно разъяснить нежелание Баку держаться критерий контракта по объемам нефти, отметил собеседник.

Компания уже предлагала Баку эту идею ранее, парирует Игорь Демин. «Года два вспять мы предлагали обсудить вопрос сотворения банка свойства нефти. Казахстан согласился приехать. Азербайджан так и не ответил», — говорил он.

«Мы знакомы с русской позицией и с почтением относимся к ней», — произнес РБК daily глава пресс-службы SOCAR Низаметдин Гулиев. Он выделил, что госкомпания Азербайджана является приверженцем проведения переговоров для заслуги «обоюдовыгодного коммерческого решения». В компании не смогли уточнить, получили ли в Баку извещение от русского МИДа. Сразу г-н Абдуллаев напомнил, что у Баку есть другие маршруты транспортировки собственной нефти: Баку — Тбилиси — Джейхан (загружен на 70%), Баку — Супса, также стальная дорога. Решение русского правительства «не будет иметь негативного воздействия на поставки азербайджанской нефти за рубеж», добавил он.

Если ранее договор с Азербайджаном заключался c целью сделать дела с этой государством, то на данный момент Баку становится соперником Рф в поставках сырья в Европу, гласит партнер консалтинговой компании RusEnergy Миша Крутихин. По его воззрению, если тариф на прокачку нефти по трубе Баку — Новороссийск значительно вырастет, SOCAR в договоре не удержит и создание банка свойства нефти.

img

Комментарии:

Добавить комментарий